Справочник оптимизационных изменений закупок
- Главная
- Направления деятельности
- Методические рекомендации
- Информация для заказчиков
- Справочник оптимизационных изменений закупок
Информация для заказчиков.
Справочник оптимизационных изменений закупок
Редакция от 24 дек 2021
Справочник оптимизационных изменений закупок
Изменения с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года вступит в силу основная часть оптимизационных изменений. Смотрите в таблице, как применять в работе новые правила.
Основное изменение |
Как стало |
Как было |
Общественное обсуждение |
||
Увеличили НМЦК, при которой проводят общественное обсуждение закупки |
Общественное обсуждение
проводится от 2 млрд руб. Подробнее: В каких случаях и как проводить общественное обсуждение закупок |
Общественное
обсуждение проводилось от 1 млрд руб. |
УИС и организации инвалидов |
||
Запретили смешивать в одной закупке ТРУ из перечня УИС и организаций инвалидов с другими |
У УИС можно закупать любой
товар, как и у другого участника рынка, но если товар
из Правительственного перечня, то нужно обязательно
закупать его отдельно, а также предоставить преимущество. Весь
порядок указан в Законе 44-ФЗ Подробнее: Какие преимущества предоставить УИС, организациям инвалидов |
Положений об отдельных
лотах не было в Законе № 44-ФЗ. Порядок
предоставления преимуществ был указан в отдельных постановлениях |
Способы закупок |
||
Сократили количество конкурентных способов закупок |
Используйте три конкурентных
способа закупок. В законе оставили: Подробнее: Когда и какие способы закупок использовать по 44-ФЗ с 01.01.2022 |
Из закона убрали: |
Упростили процедуру совместных закупок |
Весь порядок проведения совместных закупок теперь указан в одной статье Закона № 44-ФЗ. Участник подает предложение
о сумме цен всех контрактов. Цену определяют пропорционально. Если
закупка не состоялась и контракт заключают с едпоставщиком,
то каждый заказчик совместной закупки согласовывает контракт отдельно Подробнее: Как провести совместную закупку |
Порядок совместных аукционов был указан в отдельном постановлении Правительства. В порядке не было указано, каким образом согласовывать контракты, а также как поставщик предлагал цену |
Конкурс |
||
Оставили только электронную форму открытого конкурса |
Заказчики проводят конкурс только
в электронной форме |
Заказчики
могли проводить открытый конкурс в бумажной форме по статьям 111–111.1
Закона № 44-ФЗ, а также конкурсы в электронной форме |
Для конкурса оставили только извещение, документация не нужна |
Для
проведения конкурса заказчики размещают в ЕИС только извещение |
Для
проведения открытого конкурса в электронной форме заказчики размещали
в ЕИС извещение и документацию |
Сократили сроки рассмотрения первых частей заявок |
Независимо от НМЦК закупки
заказчики должны рассмотреть первые части заявок в течение двух
рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока
подачи заявок на конкурс. Исключения: По перечню выше –
заявки рассматривают в течение пяти рабочих
дней с момента окончания срока подачи заявок |
Заявки
рассматривали в зависимости от НМЦК: |
Сократили сроки формирования итогового протокола |
Независимо от НМЦК закупки
заказчики рассматривают, оценивают и формируют протокол в течение
двух рабочих дней со дня, следующего за днем подачи вторых
частей заявок Подробнее: Как провести открытый электронный конкурс с 01.01.2022 |
Вторые
части заявок рассматривали в сроки: |
Аукцион |
||
Для аукциона оставили только извещение, документация не нужна |
Для
проведения аукциона заказчики размещают в ЕИС только извещение |
Для
проведения аукциона в электронной форме заказчики размещали в ЕИС извещение
и документацию |
Ввели единые аукционные заявки, больше нет первых и вторых частей заявок |
Заказчики
рассматривают единые аукционные заявки участников один раз
и только после получения от ЭТП протокола подачи ценовых
предложений |
Заказчики
рассматривали сначала первые части заявок, а вторые части заявок
рассматривали после получения от ЭТП протокола подачи ценовых
предложений |
Сократили сроки проведения аукциона оператором |
С начала подачи ценовых
предложений время приема теперь составляет 4 минуты.
При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна
превышать 5 часов с начала аукциона Подробнее: Как провести электронный аукцион по 44-ФЗ с 01.01.2022 |
Время
приема ценовых предложений составляло 10 минут.
Предельное время проведения аукциона не устанавливалось |
Запрос котировок |
||
Для запроса котировок оставили только электронную форму |
Теперь
заказчики проводят запрос котировок только в электронной форме |
Заказчики
в случаях, предусмотренных Законом
№ 44-ФЗ, могли проводить бумажный запрос котировок |
Увеличили годовой объем закупок котировкой |
Годовой
объем закупок запросом котировок составляет до 20 процентов
от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ
которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб. |
Годовой
объем закупок составлял до 10 процентов от СГОЗ |
Увеличили срок формирования итогового протокола |
Срок подготовки итогового
протокола составляет два рабочих дня после даты окончания
подачи заявок. Подробнее: Как провести электронный запрос котировок с 01.01.2022 |
Срок
подготовки итогового протокола составлял один рабочий день
после даты окончания срока подачи заявок |
Основания для признания открытой конкурентной закупки несостоявшейся |
||
Основания, чтобы признать закупку несостоявшейся, сделали одинаковыми для всех способов закупок |
Определили шесть единых
оснований для всех способов, когда открытая конкурентная закупка
не состоялась: |
Для каждого способа были
отдельные случаи, чтобы признать закупку несостоявшейся. Например,
для электронного аукциона четыре случая: Основания содержались
в разных нормах Закона
№ 44-ФЗ в зависимости от способа закупки |
Установили специальный порядок проведения открытого электронного конкурса и аукциона, если подана только одна заявка |
Проводите конкурс и аукцион,
если подана только одна заявка, в специальном порядке: |
Специального
порядка не было. Если на участие в аукционе подавалась только
одна заявка и ее признавали соответствующей, то заказчик
заключал контракт с таким участником по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ |
Установили специальный порядок для конкурса по результатам рассмотрения первых частей заявок |
Если по результатам
рассмотрения первых частей заявок допущена только одна заявка, необходимо
придерживаться специального порядка: |
Специального
порядка на было. Если по результатам рассмотрения и оценки
первых частей заявок комиссия допускала только одну заявку, то контракт
заключали по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ |
Упростили последствия после несостоявшейся конкурентной закупки |
Последствия признания закупки
несостоявшейся сделали одинаковыми для всех способов. Если
конкурентная закупка не состоялась по одной из трех причин,
то заказчик проводит новую закупку или заключает контракт
с едпоставщиком
по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ: Подробнее: Как заключить контракт, если конкурентная закупка не состоялась |
Последствия признания закупки
несостоявшейся были разными для каждого способа. Если конкурентная
закупка признавалась несостоявшейся, то при: |
Закрытый конкурс |
||
Сократили сроки проведения закрытого конкурса |
Заказчик направляет приглашение
на участие в закрытом конкурсе не позднее 180 дней после
получения согласования, но не позже чем за 15 рабочих
дней до окончания подачи заявок. Сократили сроки для рассмотрения
заявок – не более 10 рабочих дней после
окончания срока подачи заявок, но не позже даты подведения итогов |
Отправлять письменные приглашения
участникам нужно было за 20 дней до того, как
вскроете конверты с заявками |
Выделили 10 оснований для отклонения заявок |
Определили
10 оснований,
когда заявку участника нужно отклонить |
Не было специальных оснований |
Ввели обязательные требования к форме и содержанию итогового протокола закрытого конкурса |
Установили
требования
к оформлению и содержанию итогового протокола закрытого конкурса |
Не было требований к оформлению и содержанию итогового протокола закрытого конкурса |
Сократили сроки заключения контракта по итогам закрытого конкурса |
Установили
новый порядок заключения контракта: |
Заказчик
подписывал контракт не ранее чем через
10 и не позднее чем через 20 дней после того,
как подписал итоговый протокол |
Разрешили заключать контракт со вторым или третьим участником, если победитель уклонился |
Заказчик
вправе заключить контракт со вторым или третьим участником, если признал
победителя уклонившимся. Второй или третий участник не может отказаться
от контракта |
Не было возможности заключить контракт со вторым участником после признания победителя уклонившимся |
Значительно изменили порядок проведения закрытого электронного конкурса |
Установили новый порядок
проведения закрытого электронного конкурса. Часть функций передали оператору
электронной площадки: Подробнее: Как провести закрытый конкурс в электронной форме |
Старый порядок
проведения закрытого электронного конкурса. Заказчик: |
Закрытый аукцион |
||
Изменили сроки проведения закрытого аукциона |
Сроки направления приглашений не более 180 дней после получения согласования, но не позже чем за семь рабочих дней до окончания подачи заявок Если заказчик вносил изменения в документацию, нужно продлить срок подачи заявок так, чтобы до даты окончания осталось не менее семи дней Рассмотрение заявок не более 10 рабочих дней после даты окончания подачи заявок, но не позже даты рассмотрения заявок, которая установлена в документации Итоговый протокол заказчик
составляет в срок не позднее одного рабочего дня
после процедуры подачи ценовых предложений, но не позднее даты
подведения итогов, которая прописана в приглашении Подробнее: Как провести закрытый аукцион в электронной форме |
Срок направления приглашений составлял 10 календарных дней до того, как вскроют конверты с заявками, или раньше Заказчик был вправе изменить документацию закрытого аукциона за пять дней до даты, когда завершит принимать заявки Рассмотрение заявки заказчиком составляло не более 10 календарных дней с даты, когда закончил принимать предложения от участников Итоговый протокол нужно
составить в день, когда провели аукцион. После
согласования процедуры с ФАС заказчик разрабатывал документацию
и проект контракта, рассылал приглашения или размещал в ЕИС
извещение. Затем принимал и рассматривал заявки. Среди допущенных
участников заказчик проводил аукцион |
Основания для признания закрытой конкурентной закупки несостоявшейся |
||
Основания, чтобы признать закрытую закупку несостоявшейся, сделали одинаковыми для всех способов |
Установили восемь оснований для
признания закрытой конкурентной закупки несостоявшейся независимо
от способа: |
Основания были прописаны для
каждого способа отдельно. Единой нормы не было. Например, если
по окончании срока подачи заявок в закрытом аукционе подана только
одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, закрытый
аукцион признавался несостоявшимся |
Убрали обязанность проводить новую закупку, если подана только одна конкурсная заявка |
Если
закрытый конкурс или закрытый электронный конкурс признали несостоявшимся,
потому что подана или допущена только одна заявка, то заказчик: |
Заказчик
объявлял новую закупку или заключал контракт с едпоставщиком |
Убрали обязанность проводить новую закупку, если подана только одна аукционная заявка |
Если закрытый аукцион или
закрытый электронный аукцион признали несостоявшимся, потому что подана или
допущена только одна заявка, то заказчик заключает контракт
с едпоставщиком Подробнее: Как заключить контракт, если конкурентная закупка не состоялась |
Заказчик
объявлял новую закупку или заключал контракт с едпоставщиком |
Закупки у едпоставщика |
||
Из закупок коммунальных услуг убрали регулируемые тарифы |
Чтобы
заключить контракт с едпоставщиком на коммунальные услуги или
подключение к сетям, регулируемый тариф не нужен |
Заказчики
применяли пункт 8 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ, когда заключали контракт по регулируемым
государством тарифам |
Добавили новое основание для закупки у едпоставщика в отношении объектов культурного наследия |
Заказчик вправе
по специальному основанию закупить у едпоставщика работы
по сохранению объекта культурного наследия |
У заказчика
не было специального основания для закупки у едпоставщика работ по сохранению
объекта культурного наследия |
Добавили новое основание для закупки у едпоставщика в отношении командировок |
Заказчик
вправе по специальному основанию закупить услуги, которые связаны с командировкой
работника для участия в официальных физкультурных и спортивных
мероприятиях |
У заказчика
не было специального основания для закупки у едпоставщика командировочных услуг для
участия в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях |
Для выборов и референдумов у едпоставщика разрешили закупить больше товаров, работ и услуг |
У едпоставщика
можно закупить любые ТРУ для подготовки и проведения
выборов, референдума, для деятельности избирательной комиссии, комиссии
референдума. |
Пункт 30 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ содержал исчерпывающий перечень ТРУ: |
Расширили основание для закупки российских товаров и услуг |
Кроме
товаров, которые произвели на территории субъекта по контракту, заказчик
может закупить услуги, которые окажут с использованием
имущества. При этом такое имущество должно быть создано или реконструировано
на территории субъекта |
Заказчики
заключали контракт с едпоставщиком, если закупали товар, который
произвели, модернизировали или освоили на территории субъекта РФ
в соответствии с государственным контрактом. |
Добавили новое основание для закупки недвижимости у едпоставщика |
Напрямую
можно приобрести здания, нежилые помещения и земельные участки
по обязательным торгам в рамках исполнительного производства,
банкротства или земельного законодательства |
Основания
не было |
Добавили новое основание для закупки ценностей из государственного материального резерва у едпоставщика |
У едпоставщика
можно купить ценности, которые выпущены из государственного
материального резерва |
Основания
не было |
Добавили новое основание для закупки дипломатическими представительствами и консульствами у едпоставщика |
Разрешили малые закупки любых
ТРУ: |
Основания
не было |
Добавили новое основание для закупки спортинвентаря у едпоставщика |
У едпоставщика
можно заключить контракт на поставку спортивного инвентаря и оборудования,
спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных
команд РФ по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта,
а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских
играх и Паралимпийских играх, в международных спортивных соревнованиях
по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских
и международных физкультурных и спортивных мероприятий |
Основания
не было.
Контракт на поставку спортинвентаря заключали через электронный запрос
предложений |
Расширили случаи обоснования цены у едпоставщика |
Обосновать цену и включить обоснование в контракт нужно по пунктам 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30–35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Во всех случаях
заказчик должен определить цену контракта с едпоставщиком
по правилам Закона № 44-ФЗ |
Обоснование
цены включали в контракты с едпоставщиком по пунктам
3,
6,
9,
11,
12,
18,
22,
23,
30–32,
34,
35,
37–41,
46,
49 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ |
Добавили обязанность устанавливать доптребования в малых электронных закупках |
В закупке
до 3 млн руб. у едпоставщика заказчик устанавливает единые
и дополнительные требования к участникам закупки только
при их наличии |
Заказчик
устанавливал единые требования к участникам закупки
у едпоставщика до 3 млн руб. |
Ввели дополнительные обязанности для оператора площадки в закупке до 3 млн руб. |
Оператор площадки
прекращает блокирование количества товара, если заказчик признает
победителя уклонившимся или откажется от заключения контракта. Подробнее: На каком основании и на каких условиях проводить закупку у едпоставщика по 44-ФЗ |
Не было специальной нормы с обязанностями оператора ЭП при закупке у едпоставщика до 3 млн руб. |
Комиссия по закупкам |
||
Сократили количество членов комиссии по закупкам для конкурсов и аукционов |
В комиссии
должно быть не менее трех человек независимо
от способа закупки |
В зависимости от того,
каким способом проводилась закупка, число членов комиссии было разное: |
Для комиссий по закупкам ввели возможность онлайн-заседаний |
Комиссии по закупкам вправе
проводить заседания по видео-конференц-связи Подробнее: Как создать комиссию для закупок по 44-ФЗ |
Комиссии
по закупкам проводили заседания только в очном формате |
Единые требования |
||
Определили перечень конкретных закупок, на которые распространяются единые требования |
Единые
требования распространяются на конкурентные закупки и на закупки
у едпоставщика по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54,
59 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ |
Единые
требования распространялись на все закупки независимо
от способа |
Ввели универсальную предквалификацию для участников с НМЦК от 20 млн руб. |
В случае если НМЦК выше
20 млн руб., то допускают только тех, кто подтвердит опыт
исполнения контрактом или договором по Закону № 223-ФЗ с ценой
не менее 20 процентов НМЦК за последние три года Подробнее: Как установить единые требования к участникам закупки |
Требования
о предквалификации не было |
Описание объекта закупки |
||
Описание объекта закупки сделали отдельным документом |
Исключили документацию
о закупке. Осталось описание объекта закупки, которое прикладывают
отдельным документом к извещению Подробнее: Как описать объект закупки, составить техническое задание и смету |
Описание
объекта закупки прописывали в документации |
Извещение |
||
Установили перечень документов, которые прикладывают к извещению |
Извещение включает больше
информации. |
Извещение
содержало общую информацию о закупке |
Обеспечение |
||
Банковскую гарантию заменили на независимую |
Заказчики в качестве
обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают
независимые, а не банковские гарантии Определение «банковская гарантия» исключили из Закона № 44-ФЗ Утратила силу часть 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ (подп. «б» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ) |
В качестве обеспечения
заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств заказчики принимали банковские
гарантии |
В ЕИС изменили реестр гарантий |
В ЕИС
теперь реестр независимых гарантий |
В ЕИС
был реестр банковских гарантий |
Расширили список организаций, которые выдают гарантии |
Независимые гарантии вправе
выдать: |
Банковские
гарантии выдавали банки из утвержденного перечня |
Уменьшили НМЦК, при котором заказчики обязаны установить обеспечение |
Заказчик
обязан установить требование об обеспечении заявки во всех конкурентных
закупках, если НМЦК превышает 1 млн руб. Предельный
размер НМЦК установлен самим Законом № 44-ФЗ,
а не постановлением Правительства |
Заказчик
был обязан установить обеспечение заявки на участие в конкурсах
и аукционах, если НМЦК превышает 5 млн руб., если
иное не установлено постановлением Правительства. Постановлением
Правительства № 439 от 12.04.2018 был установлен предельный
размер – 1 млн руб. |
Изменили предельные размеры обеспечения для УИС и организаций инвалидов |
Предельные
размеры для обеспечения заявки предприятиями УИС и организациями
инвалидов составляют 0,5 процента НМЦК независимо
от размера НМЦК |
Предприятия
УИС и организации инвалидов предоставляли обеспечение заявки при
НМЦК более 20 млн руб. в размере не более
2 процентов НМЦК |
Снизили срок действия гарантии |
Срок действия независимой
гарантии – не менее одного месяца с даты
окончания срока подачи заявок Подробнее: Когда требовать обеспечение заявки, как его принять, взыскать и вернуть при закупке по 44-ФЗ |
Срок
действия банковской гарантии составлял не менее чем два месяца
с даты окончания срока подачи заявок |
Отмена закупки |
||
Ввели универсальные сроки для отмены конкурентных закупок |
Отменить электронную закупку
можно не позднее чем за один рабочий день
до окончания срока подачи заявок. Подробнее: Сроки отмены конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ |
Для
каждого способа закупки был свой отдельный срок отмены |
Контракт |
||
Изменили требования для контракта жизненного цикла |
В контракт
жизненного цикла обязательно включать стоимость жизненного цикла
товара и детализировать ее |
Не было
обязательства детализировать стоимость жизненного цикла продукта |
Уточнили, что может являться предметом контракта по сохранению объектов культурного наследия |
Предметом
одного контракта могут быть консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта
культурного наследия |
Нормы
о предмете контракта по сохранению культурного наследия
не было |
Определили, для каких целей заключается контракт для жизнеобеспечения |
Добавили
определение
контракта для нормального жизнеобеспечения граждан |
Не было определения контракта для нормального жизнеобеспечения |
Уточнили объект закупки для типовой проектной документации |
Если применяется типовая проектная
документация, то объектом закупки может быть одновременно
подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий
и выполнение работ по строительству объекта капитального
строительства Подробнее: |
Нормы об объекте закупки типовой проектной документации не было |
Типовые условия |
||
Исключили применение типовых контрактов |
В ЕИС теперь библиотека типовых условий контрактов. Заказчик вправе применять старые
типовые контракты до принятия типовых условий в частях, которые
не противоречат Закону № 44-ФЗ |
В ЕИС
была библиотека типовых контрактов, обязательных
к применению |
Исключили возможность разрабатывать типовые проекты контрактов для субъектов РФ |
Нельзя разрабатывать типовые контракты для субъектов РФ. Утратили силу части 7–9 статьи 112 Закона № 44-ФЗ Из закона убрали
разъяснения о том, что делать, если по объекту закупки нет типового
контракта. Подробнее: Как заказчику работать с типовыми контрактами и типовыми условиями |
Разрешалось устанавливать типовые контракты и условия для субъектов РФ, если в ЕИС не было типовых контрактов или условий. Документы размещали в региональных информсистемах. После того как в ЕИС появлялись нужные контракты, использовать региональные запрещалось. Заказчики самостоятельно разрабатывали
проекты контрактов, если по объекту закупки не было типового
контракта или типовых условий |
Заключение контракта |
||
Сократили срок размещения проекта контракта заказчиком |
Заказчик размещает проект контракта в ЕИС и на ЭТП не позднее двух рабочих дней после дня размещения итогового протокола закупки. Под исключение попадает запрос
котировок – 3 часа с момента размещения итогового протокола
закупки |
Заказчик
размещал проект контракта не позднее пяти дней с даты
размещения в ЕИС и на ЭТП протокола итогов закупки |
Изменили срок подписания проекта контракта победителем |
Победитель закупки подписывает проект контракта не позднее пяти рабочих дней после дня размещения заказчиком проекта контракта. Под исключение попадает запрос
котировок – один рабочий день после размещения заказчиком проекта
контракта |
Победитель
закупки подписывал проект контракта не позднее пяти календарных
дней с даты размещения заказчиком проекта контракта |
Сократили срок размещения подписанного контракта в ЕИС |
Заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение двух рабочих дней после даты подписания контракта победителем. При запросе котировок заказчик
размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение
одного рабочего дня после дня подписания контракта победителем Подробнее: Как заключить контракт |
Заказчик
размещал подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение
трех рабочих дней с даты подписания контракта победителем |
Изменение, расторжение контракта |
||
Убрали ограничения для изменения существенных условий контракта |
Существенные
условия контракта можно менять, даже если такое право
не прописано в документации и контракте. Добавили
право менять объем и вид работ. Можно однократно поменять срок
по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы
по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию
объектов капитального строительства. Менять стоимость можно только
в пределах доведенных ЛБО. Пункт
1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ утратил
силу |
Можно
было увеличивать объем без снижения цены. Менять объем и цену можно было
в пределах 10 процентов, а изменять строительные контракты, только
если возможность была предусмотрена документацией и контрактом.
При закупке у едпоставщика, если такая возможность была предусмотрена
контрактом. |
Дополнили список исключений, когда можно менять существенные условия контракта |
Добавили три основания для изменения условий контракта: 1) Можно изменить контракт жизненного цикла со стройкой и капитальным ремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Если сметная стоимость по результатам государственной экспертизы превышает цену контракта. Менять цену контракта можно в пределах 30 процентов. 2) Можно изменить срок исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках срока исполнения контракта. 3) Контракт на срок
не менее одного года. При этом предметом закупки являются НИОКР
и технологические работы. Цена равна или превышает предельный размер
Правительства. Возникли обстоятельства, которые не зависят
от сторон и препятствуют исполнению. Чтобы изменить контракт, нужно
обоснование. Изменять объем и цену можно в пределах
30 процентов |
Оснований
в Законе
№ 44-ФЗ не было |
Ввели обязанность обеспечить новые обязательства при изменении контракта |
Если
стороны хотят поменять существенные условия и у поставщика
появились новые обязательства, то поставщик должен
их обеспечить. |
Не было обязанности обеспечивать новые обязательства при изменении контракта |
Ввели условие, при котором заказчик обязан уменьшить цену контракта жизненного цикла |
Заказчик
должен уменьшить цену контракта до сметной, если сметная стоимость
по результатам государственной экспертизы меньше цены контракта |
Не было условия об уменьшении цены контракта до сметной |
Скорректировали способы направления уведомления об одностороннем отказе |
Решение
об одностороннем отказе от контракта нужно вручить лично
под расписку или направить заказным письмом по адресу
из контракта. Правило действует до 1 июля 2022 года |
Решение
отправляли заказным письмом с уведомлением о получении
и еще каким-либо способом, например, по электронной почте |
Сократили срок размещения решения об отказе от контракта |
Не позже
дня,
когда направили решение об отказе от контракта, необходимо
разместить его в ЕИС |
В течение
трех рабочих дней
с даты принятия решения – срок для размещения в ЕИС
электронной версии решения |
Сократили сроки уведомления об отказе от контракта |
Через
15 дней
с даты размещения в ЕИС, если заказчик не получил
подтверждение или информацию |
Через 30 дней
с даты размещения решения в ЕИС, если ранее не были получены
подтверждение или информация |
Ввели отдельные правила одностороннего расторжения по закрытым процедурам |
Установили,
как заказчик должен информировать поставщика о расторжении, так как размещать
информацию в ЕИС нельзя. |
Были единые правила расторжения контракта для всех процедур, в том числе закрытых |
Скорректировали основания для обязательного одностороннего расторжения заказчиком |
Добавили основание: заказчик обязан расторгнуть контракт, если поставщик или товар перестали соответствовать извещению и документации. Убрали основание,
когда заказчик обязан расторгнуть контракт, если расторгнут специальный
инвестиционный контракт |
Не было условия, что поставщик и товар перестали соответствовать. Заказчик расторгал контракт, если в ходе исполнения обнаруживал, что поставщик и товар не соответствуют извещению и документации. Заказчик обязан был
расторгнуть контракт, если расторгнут специальный инвестиционный
контракт. Заказчик при этом закупал товар, который производился
по специальному инвестиционному контракту |
Сократили сроки направления сведений о расторжении контракта в РНП |
Информацию
в РНП заказчик направляет в день вступления в силу
решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения
контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением
поставщиком своих обязательств |
Информацию в РНП заказчик
направлял в течение трех рабочих дней с момента,
когда контракт расторгнут |
Дополнили правила для обеспечения контракта жизненного цикла |
При заключении контракта
жизненного цикла обеспечение устанавливают отдельно для поставки
и обслуживания Подробнее: В каких случаях и как расторгнуть контракт по 44-ФЗ |
Не было отдельных правил обеспечения для контракта жизненного цикла |
Исполнение контракта |
||
Прописали требования для поэтапного исполнения контракта |
После исполнения каждого
этапа нужно направлять информацию о ходе исполнения,
о сложностях, а также документы для приемки Добавили определение отдельного
этапа исполнения контракта |
Не было требований для
отдельных этапов исполнения Не было законного определения, что такое этап исполнения |
Добавили правила для приемки по контрактам жизненного цикла |
Приемка
по контракту жизненного цикла проводится только после
предоставления обеспечения обязательств по обслуживанию, при
необходимости – эксплуатации, ремонту, утилизации товара или созданного
объекта капитального строительства |
Не было правила для приемки только после обеспечения обязательств по обслуживанию в контрактах жизненного цикла |
Ввели обязательную электронную приемку |
Установили обязательную электронную приемку для всех заказчиков по контрактам, которые заключены по результатам открытых электронных закупок (подп. «д» п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новые ч. 13–15 ст. 94 Закона № 44-ФЗ) |
Приемку проводили на бумаге. Правила электронной приемки действовали только для отдельных заказчиков |
Реестр контрактов |
||
Расширили основания закупки у едпоставщика, которые нужно внести в реестр контрактов |
В реестр
контрактов теперь вносят информацию по пунктам 45 и 52 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ |
В реестр
контрактов не вносили информацию по пунктам 45 и 52 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ |
Расширили перечень документов, которые нужно внести в реестр контрактов |
В реестр
контрактов нужно вносить контракт с прилагаемыми документами
по результатам процедур, а также копию контракта |
В реестр
контрактов вносили только копию контракта |
Уточнили, в каких случаях вносить информацию о приемке в реестре контрактов |
Заказчик
вносит информацию о приемке продукции, отдельных этапов
исполнения контракта с приложением документа о приемке |
Заказчик
должен был приложить документ о приемке, только если решил
принять товары, работы, услуги |
Автоматизировали внесение информации в реестр контрактов |
Теперь
информация автоматически направляется в реестр контрактов
и размещается с помощью ЕИС. При этом контракт, документ
о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение
о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе
от исполнения контракта подписали в ЕИС |
Заказчик
вручную вносил в реестр контрактов в ЕИС сведения
и документы для реестра |
Расширили основания, когда заказчик не вносит информацию в реестр контрактов |
Информация и документы для
реестра контрактов не размещаются в ЕИС при проведении
закупок: |
Информация и документы для
реестра контрактов не размещались в ЕИС при закупках
по пунктам 3–5 части 2 статьи 84 Закона
№ 44-ФЗ |
Ввели норму про регистрацию информации в регистрах бухучета |
Данные из информации
и документов
по пунктам 10 и 13 части 2 статьи 103
Закона № 44-ФЗ подлежат регистрации в регистрах
бухгалтерского учета после включения в реестр контрактов Подробнее: Как разместить, изменить информацию в реестре контрактов |
Не было
информации
про регистры бухгалтерского учета в реестре контрактов |
Отдельные виды закупок |
||
Уменьшили размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта |
Размер обеспечения исполнения
энергосервисного контракта составляет от 0,5
до 30 процентов Подробнее: Как заключить энергосервисный контракт |
Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта составлял от 5 до 30 процентов |
Исключили правила заключения контракта с едпоставщиком на услуги связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка |
Утратила
силу статья 109 Закона № 44-ФЗ |
Были
прописаны особенности, по которым заказчики заключают контракт
с едпоставщиком на услуги связи для обороны страны, безопасности
государства, правопорядка |
Изменили правила закупок на территории иностранного государства |
Заказчики проводят
закупки за границей по правилам Закона № 44-ФЗ для закрытого
конкурса, закрытого аукциона. Добавили определение заказчика,
осуществляющего деятельность на территории иностранного государства |
Заказчики
проводили закупки за границей по правилам Закона
№ 44-ФЗ, но с учетом особенностей. Не было обязанности
применять правила закрытых процедур, а закупки не размещали
в ЕИС. Иностранными законами можно было руководствоваться только при
обеспечении контракта. При этом, если заказчик не устанавливал
обеспечение, нужно было готовить отчет с причинами. Не было
уточнения, что заказчик вправе не применять статью 14 Закона
№ 44-ФЗ. Закупки не попадали только под контроль по части 5 статьи 99 Закона
№ 44-ФЗ |
Убрали особенности при закупке работ по строительству |
Больше не действуют
особенности, которые заказчики применяли, когда закупали
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального
строительства. Подробнее: Каким способом закупить строительные работы и капитальный ремонт |
Особенности
действовали до 1 января 2024 года для закупок открытым
конкурсом в электронной форме, если в описание объекта закупки
заказчик включал проектную документацию |
Нормы об объектах культурного наследия распространили на выявленные объекты |
Действия
Закона
№ 44-ФЗ, которые касаются объектов культурного наследия
народов РФ, также применяют к выявленному объекту
культурного наследия |
Не было правил для выявленных объектов культурного наследия |
РНП |
||
Скорректировали информацию, которую направляют в РНП |
Вносят: Больше не вносят
основания и дату расторжения контракта в случае его
расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа
заказчика от исполнения контракта. Утратил силу пункт 6 части 3 статьи 104
Закона № 44-ФЗ Подробнее: Как направить сведения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ |
Вносили: |
Жалобы и контроль |
||
Изменили правила, по которым участник закупки жалуется на заказчика или электронную площадку |
При
электронных процедурах жалобу можно подать исключительно
с использованием ЕИС. Отозвать жалобу можно также через ЕИС.
При закрытых конкурентных закупках жалобу подают письменно. Обжаловать
действия оператора площадки при аккредитации можно в течение пяти дней,
добавили право обжаловать действия оператора при размещении предварительного
предложения. Участник вправе участвовать в рассмотрении жалобы
по существу, в том числе с использованием систем
видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере
закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи |
Участник
подавал жалобу в письменной форме. Правила подачи
жалобы для закрытых и открытых закупок были одинаковыми. Обжаловать
действия оператора площадки при аккредитации можно было в течение
30 дней. Про видео-конференц-связь речи в Законе
№ 44-ФЗ не было |
Автоматизировали рассмотрение жалобы участников закупок |
Если
закупка электронная, то заключение контракта приостанавливают
с помощью функционала ЕИС. Решение по жалобе участник
получает через ЕИС |
Для
того чтобы приостановить заключение контракта, заказчику письменно
направляли требование приостановить определение поставщика. |
Расширили список субъектов контроля |
Под
контроль попали банки, государственная корпорация «ВЭБ.РФ» |
Не было
таких
субъектов контроля |
Отменили обязанность предоставлять дополнительные документы для проверок |
Заказчик вправе
не предоставлять дополнительные документы и информацию,
которые запрашивают контролеры при проведении плановых и внеплановых
проверок, если данные размещены в ЕИС Подробнее: Кто и как проверяет заказчиков по 44-ФЗ |
Заказчики
предоставляли дополнительные документы и информацию,
которые запрашивали контролеры при проведении плановых и внеплановых
проверок |
ЕИС |
||
Уточнили, какие документы содержатся в ЕИС |
ЕИС
содержит документы, которые заказчик обязан разместить
и сформировать |
ЕИС
содержал только те документы, которые заказчик обязан разместить |
Убрали противоречие с законом «О персональных данных» |
Не требуется
согласие
на обработку персональных данных для закупок |
Не было норм про согласие на обработку персональных данных |
Закрепили обязанность интеграции с ЕИС любых информсистем |
Все
информационные системы обязаны интегрироваться с ЕИС |
Региональные
информационные системы не были обязаны интегрироваться
с ЕИС |
Ввели фиксацию действий на площадке и в ЕИС |
Государственная
информационная система, которая проводит мониторинг и фиксирует действия
участников закупок в ЕИС и на ЭТП, начнет работу
поэтапно в порядке, который установит Правительство |
Информационная система должна была начать фиксировать нарушения с 1 января 2020 года |
Урегулировали порядок направления документов в ЕИС |
Порядок предоставления
документов из ЕИС устанавливает Правительство Подробнее: Как работать с технической поддержкой ЕИС и избежать штрафа из-за сбоя |
Порядка предоставления документов из ЕИС в Законе № 44-ФЗ не было |
Документооборот, сроки хранения |
||
Ввели обязанность хранить закупочные документы |
Документы
по закупкам обязали хранить не менее шести лет |
Специальных
сроков для хранения документов по закупкам не было |
Ввели правила для получения ЭЦП иностранными участниками |
Иностранные
участники подписывают документы ЭЦП, которые выпущены по нормам иностранного
государства, международным стандартам и признаны в России |
Не было
отдельных норм
для иностранных участников. Было указано, что все участники, кроме
иностранных, получают ЭЦП в УЦ |
Ввели единые формы документов для размещения в ЕИС |
Ввели
единую форму для
всех документов, которые размещают в ЕИС, на площадках. |
Не было
единых форм,
но у Правительства было право установить требования
к документам, которые размещали в ЕИС |
Ввели приоритет информации в ЕИС |
Если
данные из ЕИС противоречат данным, которые предоставляют участники контрактной системы,
то приоритет будет в пользу информации в ЕИС |
Не было нормы, которая регулировала данные участников в ЕИС и письменные данные |
Зафиксировали срок для размещения документов в ЕИС |
Через
1 час после
размещения в ЕИС или на площадке документы должны быть доступны для
ознакомления |
Не было срока для размещения документов в ЕИС |
Ввели срок для направления уведомления об изменениях |
Если
в извещение внесены изменения, то об этом оператор площадки
не позднее 1 часа сообщает всем, кто подал заявки или
направил запросы разъяснений |
Не было срока для направления уведомления об изменениях |
Ввели норму для обеспечения конфиденциальности участников закупок |
Оператор обеспечивает
конфиденциальность участника закупки, кроме малых закупок
в электронной форме Подробнее: Сколько лет хранить документы по закупкам |
Не было положений о конфиденциальности |
Спецсчет, издержки, изменения |
||
Ввели иммунитет спецсчета |
Деньги
на спецсчете нельзя взыскать, например,
по исполнительному листу |
Деньги
на спецсчетах могли взыскать в счет любых обязательств
участника закупки |
Судебные издержки вывели из-под действия Закона № 44-ФЗ |
Закон
44-ФЗ не применяется к отношениям по взысканию судебных издержек |
Не было
нормы
о судебных издержках |
Уточнили порядок вступления изменений законодательства о закупках |
Все федеральные законы, которые
вносят изменения в планирование, определение поставщиков, контроль,
мониторинг, аудит, вступают в силу не ранее 1 января
следующего календарного года Подробнее: Как участнику открыть специальный счет и работать с банком |
Все
федеральные законы, которые вносят изменения в планирование, определение
поставщиков, контроль, мониторинг, аудит, вступали в силу
с 1 января следующего календарного года |
Отложенные изменения
Некоторые изменения из оптимизационного закона вступят в силу позже – в середине 2022 и 2023 года. Смотрите в таблице, какие поправки отложили на более поздний период.
Основное изменение |
Как станет |
Как сейчас |
С какой даты применять |
Введут правила для извещения об отмене решения об отказе от контракта |
Извещение
об отмене решения об отказе от контракта заказчик формирует
в ЕИС. Срок –не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены |
Нет специальных правил составления извещения об отмене одностороннего отказа от контракта |
1 июля 2022 года |
Автоматизируют направление решения об одностороннем расторжении контракта |
Решение
об одностороннем расторжении контракта заказчик будет
формировать в ЕИС, и решение автоматически направится
поставщику. Дата получения решения – это день публикации по часовой
зоне поставщика. |
Решение
о расторжении заказчик и поставщик отправляют заказным
письмом с уведомлением о получении и еще каким-либо
способом, например, по электронной почте. |
1 июля 2022 года |
Претензионную работу сделают электронной |
При
применении мер ответственности будут использовать электронный
документооборот |
Нет нормы об электронной претензионной работе |
1 июля 2022 года |
Введут возможность заключать контракт с едпоставщиком в электронной форме |
Заказчик
вправе заключить в ЕИС контракт с едпоставщиком
по пунктам 2,
6 и 17 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ. При этом включать сведения в реестр контрактов
и исполнять контракт нужно по правилам для электронных процедур |
Нет возможности заключать контракт с едпоставщиком по пунктам 2, 6 и 17 в ЕИС |
1 апреля 2023 года |
Введут возможность заключать соглашения по контрактам через ЕИС |
Соглашение
об изменении, расторжении контракта по результатам электронных
процедур стороны будут заключать в ЕИС, кроме случаев,
когда в ЕИС запрещено публиковать информацию |
Сейчас нет возможности заключать соглашения в ЕИС. Только письменно |
1 июля 2023 года |
Исключат возможность устанавливать полномочия для едпоставщика при закупке услуг для органов власти региональными властями |
Для
закупки
по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ региональные акты не будут определять
полномочия едпоставщика |
Для
закупки
по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ полномочия едпоставщика устанавливают: |
1 июля 2023 года |
© Материал из Справочной системы
«Госзаказ»
https://plus.1gzakaz.ru
Дата копирования: 04.01.2022
Вниманию заказчиков
-
Внимание! Изменения в ПП РФ № 102 с 3 мая. Уточнили перечень одноразовых мед изделий с ограничением допуска к госзакупкам
-
Экспертный разбор очередных поправок в 44-ФЗ из-за санкций
-
Что изменили в закупках и не только
-
Правительство расширило перечень жизненно важных препаратов
-
Обзор изменений
-
Внесены изменения в приказ Минфина №126н
-
Внесены изменения в условия допуска иностранных товаров, закупаемых по Закону № 44-ФЗ
Полезная информация
- Единая информационная система (ЕИС)
- Региональная информационная система (РИС)
- Реестр недобросовестных поставщиков
- План проведения совместных закупок
- За честные закупки – ОНФ
- Официальный интернет-портал правовой информации
- Портал проверки контрагентов
- ФАС России
- Рекомендации работодателям по предоставлению работникам, проходящим вакцинацию
- Особенности закупок по ОКПД 2
- Профилактика терроризма

Региональная информационная система в сфере закупок Ставропольского края

Электронный магазин закупок малого объема

Противодействие коррупции
Телефон горячей линии
(8652) 94-08-79