Версия для слабовидящих
Сегодня:

Избыточные требований к участникам госзакупок


Информация для заказчиков.


10.08.2022

Избыточные требований к участникам госзакупок

Суды длительное время не могут сформировать единообразную практику относительно избыточных требований к участникам закупок со стороны государственных и муниципальных органов. Последние, как правило, предпочитают заключать контракты с узкими специалистами – преимущественно с лицами, деятельность которых ограничивается объектом конкретной закупки, – в связи с чем предприниматели более широкого профиля лишены возможности заключить госконтракт. Об этом в статье "Адвокатской газеты" (https://www.advgazeta.ru/mneniya/problema-izbytochnykh-trebovaniy-k-uchastnikam-goszakupok/).

Зачастую суды допускают включение в конкурсную документацию (документацию об аукционе) любых требований к участникам закупки, ссылаясь при этом на формальное отсутствие ограничений в установленных законом правилах оценки заявок (в настоящее время утверждены ПП РФ от 31 декабря 2021 г. № 2604 (https://t.me/zakupki44fz/5914)).

Заказчики самостоятельно формулируют конкретные требования к товарам, работам и услугам с учетом специфики их деятельности. В частности, к ним может относиться опыт выполнения конкретного вида работ (оказания услуг) или наличие у сотрудников определенного уровня образования. Однако такие требования должны соответствовать положениям законодательства о контрактной системе (ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Как разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 23.11.2015 № Д28и-3507 (https://www.audar-info.ru/na/article/view/type_id/15/doc_id/75686/), сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, которые заключались в том числе в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Нередко заказчики злоупотребляют правами при определении критериев оценки заявок участников закупки, обязывая последних представить избыточные документы либо включая в документацию о закупке требования, не имеющие отношения к функциональным характеристикам товара, работ или услуг. Их оценку на предмет соответствия принципам контрактной системы – таким как открытость, прозрачность и обеспечение конкуренции, – в спорных ситуациях дают Федеральная антимонопольная служба и суды.

В частности, в Постановлении АС Центрального округа от 23.11.2018 № Ф10-4868/2018 по делу № А83-15928/2017 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/7b45c8db-8fb1-45dc-828f-f83dc32755cc/67a7b8d2-1dda-44d4-827a-8fb9...) сделан вывод о том, что при описании объекта закупки используются прежде всего стандартные показатели товара. Применение иных показателей возможно лишь при наличии соответствующего обоснования. В этом деле суд признал незаконным включение в техзадание свойств товаров (строительных материалов), которые можно определить только лабораторным путем.

В то же время в отдельных случаях суды допускают излишнюю детализацию характеристик объекта закупки. Например, по требованию госзаказчика был признан незаконным вывод УФАС о том, что описание рецептуры товара, подлежащего закупке (дезинфицирующего средства), с указанием процентного содержания действующих веществ является излишним: достаточно обозначения цели использования и области применения средства (Постановление АС Поволжского округа от 18.11.2021 № Ф06-11334/2021 по делу № А06-5233/2020 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/a8a03e75-36e8-46a9-aec1-e1c64092ffb9/271f0971-9ac2-439e-ae93-59c2....

В другом деле суд признал избыточным и неправомерным требование о предоставлении в качестве подтверждения необходимого опыта копии исполненного контракта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также без начисления неустойки (штрафов, пеней) к исполнителю. При этом суд отметил, что равный доступ к закупочным процедурам реализуется путем установления равных конкурентных возможностей и единых правил для всех участников процедуры закупки до начала ее проведения. Обратное же нивелирует процедуру оценки и сопоставления заявок (Постановление АС Московского округа от 21.01.2022 № Ф05-33132/2021 по делу № А40-61210/2021 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/30dab138-3be9-4811-a894-fc17276218a4/58192de8-d29f-4dae-9e42-08e1....

К аналогичному выводу недавно пришел Верховный Суд РФ, оценивая правомерность требования о наличии у участника закупки узкоспециализированного опыта, а именно – опыта работы с госзаказчиками (Определение от 14.07.2022 № 309-ЭС22-5256 по делу № А50-684/2021 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/a8ec309b-19c9-4631-86a9-1c51002d1229/ea2bfa46-1538-4b2e-9ebd-4202....

Несмотря на то что ВС и ранее указывал, что требования к предмету закупки, в том числе к техническим характеристикам товара, не могут быть произвольными (см., например, Определение от 31.05.2018 № 310-КГ18-6264 по делу № А83-7161/2016 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/7aa628e5-34a2-4ed3-8e23-4083968d9bce/dd16ee09-fc1e-4bac-8155-a452...), практика нижестоящих судов по данному вопросу до сих пор неоднородна.

В отличие от судов, в практике ФАС давно наметилась тенденция признавать неправомерными любые требования к участникам закупки, которые не могут быть обоснованы с точки зрения обычной хозяйственной деятельности.
Так, территориальные органы ФАС признают незаконными:
🔸 требования о представлении в составе второй части заявки документов, не предусмотренных законом: например, наличие лицензии на виды деятельности, не имеющие отношения к объекту закупки (Решение Ярославского УФАС от 17 ноября 2020 г. по делу № 076/06/64-1026/2020 (https://docs.cntd.ru/document/566405375));
🔸 установление предельных максимальных показателей оценки нестоимостного критерия по опыту осуществления соответствующей деятельности (Решение Краснодарского УФАС от 3 декабря 2020 г. № 2075/2020 по делу № 023/06/54.3-6151/2020 (https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2068308));
🔸 требования к наличию у участника закупки особого статуса (например, членство в СРО), если это не предусмотрено законом (Письмо ФАС России от 08.10.2015 № АЦ/54940/15 (https://legalacts.ru/doc/pismo-fas-rossii-ot-08102015-n-ats5494015/));
🔸 требования к предоставлению избыточных документов: например, не предусмотренных трудовым законодательством, подтверждающих наличие у персонала участника закупки должной квалификации (Решение Московского УФАС от 22.03.2021 по делу № 077/06/106-4519/2021).

В судебной практике до недавнего времени наблюдался более формальный подход: суды зачастую приходили к выводу, что отсутствие в законе прямого запрета на включение в документацию о закупке того или иного требования к участникам торгов означает его допустимость.

Между тем лаконичное законодательное регулирование данного вопроса предполагает высокую степень судейского усмотрения. Оценивая действия заказчиков, суды должны исходить из основных целей Закона о контрактной системе, к которым относятся, в частности, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе). Заказчики, в свою очередь, обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам (п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).

Представляется, что практика Верховного Суда последних лет позволит сформировать единообразный подход нижестоящих судов в данной сфере.

С учетом изложенного при составлении документации о закупке и формулировании требований к участникам торгов заказчикам следует учитывать следующие основные критерии их допустимости:

● требования касаются основных (стандартных) свойств, показателей товара (работ, услуг) и соотносятся с целями их использования; и
● требования не ограничивают доступ к закупке продавцов (подрядчиков, исполнителей), имеющих опыт, соответствующий объекту закупки.

Возврат к списку



Важная информация


Профессиональный кадровый резерв

Вниманию заказчиков

Все документы

Полезная информация

Региональная информационная система в сфере закупок Ставропольского края

/elektronnyy-magazin-zakupok-malogo-obema

Электронный магазин закупок малого объема

Противодействие коррупции
Телефон горячей линии
(8652) 94-08-79