Версия для слабовидящих
Сегодня:

Справочник оптимизационных изменений закупок с 01 января 2022 года

04.01.2022

Справочник оптимизационных изменений закупок с 01 января 2022 года

Редакция от 24 дек 2021

Справочник оптимизационных изменений закупок

Изменения с 1 января 2022 года

С 1 января 2022 года вступит в силу основная часть оптимизационных изменений. Смотрите в таблице, как применять в работе новые правила.

Основное изменение

Как стало

Как было

Общественное обсуждение

Увеличили НМЦК, при которой проводят общественное обсуждение закупки

Общественное обсуждение проводится от 2 млрд руб.
При этом нижний порог могут снизить Правительство, региональные и местные власти.
Под исключение попадают закрытые закупки и федеральные закупки по ГОЗ. Данный порядок теперь прописан в Законе № 44-ФЗ, а не в отдельном постановлении Правительства.
Предложения и замечания с нецензурной бранью не разместят в ЕИС
(п. 7 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: В каких случаях и как проводить общественное обсуждение закупок

Общественное обсуждение проводилось от 1 млрд руб.
Порядок был прописан в отдельном постановлении Правительства от 11.12.2019 № 1635.
Обязательное общественное обсуждение не проводили в закрытых закупках и закупках по ГОЗ, при повторных конкурсах, аукционах и в закупках на строительство с НМЦК выше 2 млрд руб.
(ст. 20 Закона № 44-ФЗ)

УИС и организации инвалидов

Запретили смешивать в одной закупке ТРУ из перечня УИС и организаций инвалидов с другими

У УИС можно закупать любой товар, как и у другого участника рынка, но если товар из Правительственного перечня, то нужно обязательно закупать его отдельно, а также предоставить преимущество. Весь порядок указан в Законе 44-ФЗ
(п. 15 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Какие преимущества предоставить УИС, организациям инвалидов

Положений об отдельных лотах не было в Законе № 44-ФЗ. Порядок предоставления преимуществ был указан в отдельных постановлениях
(ст. 28, 29 Закона № 44-ФЗ)

Способы закупок

Сократили количество конкурентных способов закупок

Используйте три конкурентных способа закупок. В законе оставили:
1) конкурсы (открытый электронный, закрытый бумажный, закрытый электронный);
2) аукционы (открытый электронный, закрытый бумажный, закрытый электронный);
3) электронный запрос котировок
(п. 9 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Когда и какие способы закупок использовать по 44-ФЗ с 01.01.2022

Из закона убрали:
1) двухэтапный открытый и закрытый конкурс;
2) открытый и закрытый конкурс с ограниченным участием;
3) бумажный запрос котировок;
4) запрос предложений
(ст. 24 Закона № 44-ФЗ)

Упростили процедуру совместных закупок

Весь порядок проведения совместных закупок теперь указан в одной статье Закона № 44-ФЗ.

Участник подает предложение о сумме цен всех контрактов. Цену определяют пропорционально. Если закупка не состоялась и контракт заключают с едпоставщиком, то каждый заказчик совместной закупки согласовывает контракт отдельно
(п. 12 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как провести совместную закупку

Порядок совместных аукционов был указан в отдельном постановлении Правительства.

В порядке не было указано, каким образом согласовывать контракты, а также как поставщик предлагал цену

(ст. 25 Закона № 44-ФЗ)

Конкурс

Оставили только электронную форму открытого конкурса

Заказчики проводят конкурс только в электронной форме
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики могли проводить открытый конкурс в бумажной форме по статьям 111–111.1 Закона № 44-ФЗ, а также конкурсы в электронной форме
(ст. 48–52 Закона № 44-ФЗ)

Для конкурса оставили только извещение, документация не нужна

Для проведения конкурса заказчики размещают в ЕИС только извещение
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчики размещали в ЕИС извещение и документацию
(ч. 1 ст. 54.1 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)

Сократили сроки рассмотрения первых частей заявок

Независимо от НМЦК закупки заказчики должны рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на конкурс. Исключения:
1) НИОКР;
2) создание произведения литературы или искусства;
3) работы по сохранению объектов культурного наследия;
4) работы по реставрации музейных предметов и коллекций, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов;
5) работы, услуги, связанные с допуском подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности, сохранности музейных предметов коллекций, архивных документов.

По перечню выше – заявки рассматривают в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заявки рассматривали в зависимости от НМЦК:
1) пять рабочих дней или менее – НМЦК ˃ 1 млн руб.;
2) один рабочий день – НМЦК ≤ 1 млн руб.;
3) 10 рабочих дней или менее вне зависимости от НМЦК, если закупали товары, работы услуги в сфере науки, культуры или искусства
(ч. 1 ст. 54.5, ч. 3, 4 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)

Сократили сроки формирования итогового протокола

Независимо от НМЦК закупки заказчики рассматривают, оценивают и формируют протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем подачи вторых частей заявок
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как провести открытый электронный конкурс с 01.01.2022

Вторые части заявок рассматривали в сроки:
1) три рабочих дня или менее при НМЦК ˃ 1 млн руб.;
2) один рабочий день при НМЦК ≤ 1 млн руб.;
3) пять рабочих дней или менее вне зависимости от НМЦК, если закупали товары, работы, услуги в сфере науки, культуры или искусства
(ч. 11 ст. 48, ч. 1 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ)

Аукцион

Для аукциона оставили только извещение, документация не нужна

Для проведения аукциона заказчики размещают в ЕИС только извещение
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для проведения аукциона в электронной форме заказчики размещали в ЕИС извещение и документацию
(ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ)

Ввели единые аукционные заявки, больше нет первых и вторых частей заявок

Заказчики рассматривают единые аукционные заявки участников один раз и только после получения от ЭТП протокола подачи ценовых предложений
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики рассматривали сначала первые части заявок, а вторые части заявок рассматривали после получения от ЭТП протокола подачи ценовых предложений
(ч. 3, 4 ст. 49, ст. 67–69 Закона № 44-ФЗ)

Сократили сроки проведения аукциона оператором

С начала подачи ценовых предложений время приема теперь составляет 4 минуты. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать 5 часов с начала аукциона
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как провести электронный аукцион по 44-ФЗ с 01.01.2022

Время приема ценовых предложений составляло 10 минут. Предельное время проведения аукциона не устанавливалось
(ч. 11 ст. 68, подп. 5 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ)

Запрос котировок

Для запроса котировок оставили только электронную форму

Теперь заказчики проводят запрос котировок только в электронной форме
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, могли проводить бумажный запрос котировок
(ст. 50, 72–79 Закона № 44-ФЗ)

Увеличили годовой объем закупок котировкой

Годовой объем закупок запросом котировок составляет до 20 процентов от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.
(п. 9 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Годовой объем закупок составлял до 10 процентов от СГОЗ
(ч. 10 ст. 24, ч. 2 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ)

Увеличили срок формирования итогового протокола

Срок подготовки итогового протокола составляет два рабочих дня после даты окончания подачи заявок.
Остальные сроки остались без изменения
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как провести электронный запрос котировок с 01.01.2022

Срок подготовки итогового протокола составлял один рабочий день после даты окончания срока подачи заявок
(ч. 3 ст. 50, ч. 10 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ)

Основания для признания открытой конкурентной закупки несостоявшейся

Основания, чтобы признать закупку несостоявшейся, сделали одинаковыми для всех способов закупок

Определили шесть единых оснований для всех способов, когда открытая конкурентная закупка не состоялась:
1) подана только одна заявка;
2) только одна заявка допущена;
3) не подано ни одной заявки;
4) комиссия отклонила все заявки;
5) все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
6) заказчик отказался заключить контракт с единственным участником
(п. 1 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для каждого способа были отдельные случаи, чтобы признать закупку несостоявшейся. Например, для электронного аукциона четыре случая:
1) не допустили или не было подано ни одной заявки;
2) допустили только одну заявку либо была подана только одна заявка;
3) участники аукциона не сделали ни одного предложения о снижении цены контракта;
4) победитель аукциона и второй участник уклонились или отказались от заключения контракта.

Основания содержались в разных нормах Закона № 44-ФЗ в зависимости от способа закупки
(ч. 16 ст. 54.4, ч. 16 ст. 66, ч. 6 ст. 77 Закона № 44-ФЗ)

Установили специальный порядок проведения открытого электронного конкурса и аукциона, если подана только одна заявка

Проводите конкурс и аукцион, если подана только одна заявка, в специальном порядке:
1) не позднее 1 часа с момента окончания срока подачи заявок оператор направит заявку заказчику;
2) не позднее двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов комиссия рассматривает заявку и подписывает протокол на площадке;
3) оператор в течение 1 часа размещает протокол в ЕИС;
4) в электронном конкурсе оценивать единственную заявку по критериям оценки не нужно;
5) участник закупки может направить запрос о разъяснении итогового протокола;
6) если комиссия допустила заявку, то контракт заключается с едпоставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ч. 2 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Специального порядка не было. Если на участие в аукционе подавалась только одна заявка и ее признавали соответствующей, то заказчик заключал контракт с таким участником по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, ч. 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ)

Установили специальный порядок для конкурса по результатам рассмотрения первых частей заявок

Если по результатам рассмотрения первых частей заявок допущена только одна заявка, необходимо придерживаться специального порядка:
1) не позднее 1 часа с момента получения протокола оценки первых частей заявок оператор направит вторую и третью части заявки;
2) не позднее двух рабочих дней после получения всех частей заявки, но не позднее даты подведения итогов комиссия рассматривает заявку и подписывает итоговый протокол на площадке;
3) оператор в течение 1 часа размещает протокол в ЕИС;
4) оценивать заявку по критериям оценки не нужно;
5) участник закупки может направить запрос о разъяснении итогового протокола;
6) если комиссия допустила заявку, то контракт заключается с едпоставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Специального порядка на было. Если по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок комиссия допускала только одну заявку, то контракт заключали по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ч. 1, 2, 5 ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ)

Упростили последствия после несостоявшейся конкурентной закупки

Последствия признания закупки несостоявшейся сделали одинаковыми для всех способов. Если конкурентная закупка не состоялась по одной из трех причин, то заказчик проводит новую закупку или заключает контракт с едпоставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ:
1) комиссия отклонила все заявки;
2) все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
3) заказчик отказался заключить контракт с единственным участником (ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как заключить контракт, если конкурентная закупка не состоялась

Последствия признания закупки несостоявшейся были разными для каждого способа. Если конкурентная закупка признавалась несостоявшейся, то при:
1) запросе котировок заказчик мог провести новую закупку или у едпоставщика по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ);
2) конкурсе комиссия продлевала срок подачи заявок на 10 дней (ч. 3 ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ);
3) аукционе заказчик проводил запрос предложений в электронной форме, новый аукцион или определял поставщика другим способом
(ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ)

Закрытый конкурс

Сократили сроки проведения закрытого конкурса

Заказчик направляет приглашение на участие в закрытом конкурсе не позднее 180 дней после получения согласования, но не позже чем за 15 рабочих дней до окончания подачи заявок.
Копии приглашения заказчик направляет в орган исполнительной власти, согласовавший закрытый конкурс. Срок – не позже одного рабочего дня.

Сократили сроки для рассмотрения заявок – не более 10 рабочих дней после окончания срока подачи заявок, но не позже даты подведения итогов
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Отправлять письменные приглашения участникам нужно было за 20 дней до того, как вскроете конверты с заявками
(ч. 4 ст. 85 Закона № 44-ФЗ).







Срок для рассмотрения заявок составлял не более 20 дней с даты вскрытия конвертов
(ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ)

Выделили 10 оснований для отклонения заявок

Определили 10 оснований, когда заявку участника нужно отклонить
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было специальных оснований

Ввели обязательные требования к форме и содержанию итогового протокола закрытого конкурса

Установили требования к оформлению и содержанию итогового протокола закрытого конкурса
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было требований к оформлению и содержанию итогового протокола закрытого конкурса

Сократили сроки заключения контракта по итогам закрытого конкурса

Установили новый порядок заключения контракта:
1) в течение трех рабочих дней заказчик направляет проект контракта победителю;
2) победитель подписывает контракт и направляет заказчику в срок, установленный в документации;
3) заказчик подписывает контракт в срок не позднее трех рабочих дней, но не ранее 10 дней после подписания итогового протокола
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик подписывал контракт не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней после того, как подписал итоговый протокол
(ч. 2 ст. 54 Закона № 44-ФЗ)

Разрешили заключать контракт со вторым или третьим участником, если победитель уклонился

Заказчик вправе заключить контракт со вторым или третьим участником, если признал победителя уклонившимся. Второй или третий участник не может отказаться от контракта
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было возможности заключить контракт со вторым участником после признания победителя уклонившимся

Значительно изменили порядок проведения закрытого электронного конкурса

Установили новый порядок проведения закрытого электронного конкурса. Часть функций передали оператору электронной площадки:
1) заказчик формирует в ЕИС приглашение и документацию и направляет оператору не позже одного рабочего дня;
2) оператор направляет приглашения аккредитованным на специализированной площадке участникам. Срок направления – один рабочий день;
3) участник может запросить у оператора документацию о закупке. Срок – три рабочих дня;
4) оператор направляет заказчику документы и запросы участников в течение 1 часа;
5) заказчик рассматривает документы в течение двух рабочих дней и формирует в ЕИС протокол рассмотрения запросов о предоставлении документации о закупке;
6) оператор направляет участнику протокол и документацию в течение 1 часа с момента получения протокола;
7) участник может только три раза направить запросы о даче разъяснений положений документации о закупке;
8) заказчик рассматривает заявки и формирует итоговый протокол в ЕИС в срок не позже пяти рабочих дней после даты окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как провести закрытый конкурс в электронной форме

Старый порядок проведения закрытого электронного конкурса. Заказчик:
1) составлял в ЕИС извещение за 30 дней до того, как вскроет конверты с заявками, или раньше;
2) отправлял письменные приглашения участникам за 20 дней до того, как вскроет конверты с заявками;
3) отправлял документацию участникам, которые прислали письменный запрос. Сроки: в течение двух дней, если рассылал приглашения, в течение трех дней – если размещал извещение;
4) рассматривал заявки не позднее 20 дней после того, как вскрыл конверты, составлял протокол и отправлял в ФАС в течение одного дня
(ч. 3, 4, 5, 9 ст. 85, ч. 1 ст. 53, ч. 2 ст. 54 Закона № 44-ФЗ)

Закрытый аукцион

Изменили сроки проведения закрытого аукциона

Сроки направления приглашений не более 180 дней после получения согласования, но не позже чем за семь рабочих дней до окончания подачи заявок

Если заказчик вносил изменения в документацию, нужно продлить срок подачи заявок так, чтобы до даты окончания осталось не менее семи дней

Рассмотрение заявок не более 10 рабочих дней после даты окончания подачи заявок, но не позже даты рассмотрения заявок, которая установлена в документации

Итоговый протокол заказчик составляет в срок не позднее одного рабочего дня после процедуры подачи ценовых предложений, но не позднее даты подведения итогов, которая прописана в приглашении
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как провести закрытый аукцион в электронной форме

Срок направления приглашений составлял 10 календарных дней до того, как вскроют конверты с заявками, или раньше

Заказчик был вправе изменить документацию закрытого аукциона за пять дней до даты, когда завершит принимать заявки

Рассмотрение заявки заказчиком составляло не более 10 календарных дней с даты, когда закончил принимать предложения от участников

Итоговый протокол нужно составить в день, когда провели аукцион. После согласования процедуры с ФАС заказчик разрабатывал документацию и проект контракта, рассылал приглашения или размещал в ЕИС извещение. Затем принимал и рассматривал заявки. Среди допущенных участников заказчик проводил аукцион
(ч. 7 ст. 87, ч. 2 ст. 89, ч. 8 ст. 90, ст. 84, 86 Закона № 44-ФЗ)

Основания для признания закрытой конкурентной закупки несостоявшейся

Основания, чтобы признать закрытую закупку несостоявшейся, сделали одинаковыми для всех способов

Установили восемь оснований для признания закрытой конкурентной закупки несостоявшейся независимо от способа:
1) подана только одна заявка;
2) только одна заявка допущена;
3) не подано ни одной заявки;
4) комиссия отклонила все заявки;
5) все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
6) заказчик отказался заключить контракт с единственным участником;
7) не подано ни одного запроса о предоставлении документации;
8) если комиссия отказала в предоставлении документации всем участникам закупки
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Основания были прописаны для каждого способа отдельно. Единой нормы не было. Например, если по окончании срока подачи заявок в закрытом аукционе подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, закрытый аукцион признавался несостоявшимся
(ч. 10 ст. 88 Закона № 44-ФЗ)

Убрали обязанность проводить новую закупку, если подана только одна конкурсная заявка

Если закрытый конкурс или закрытый электронный конкурс признали несостоявшимся, потому что подана или допущена только одна заявка, то заказчик:
1) не оценивает заявки;
2) заключает контракт с едпоставщиком
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик объявлял новую закупку или заключал контракт с едпоставщиком
(ст. 92 Закона № 44-ФЗ)

Убрали обязанность проводить новую закупку, если подана только одна аукционная заявка

Если закрытый аукцион или закрытый электронный аукцион признали несостоявшимся, потому что подана или допущена только одна заявка, то заказчик заключает контракт с едпоставщиком
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как заключить контракт, если конкурентная закупка не состоялась

Заказчик объявлял новую закупку или заключал контракт с едпоставщиком
(ст. 92 Закона № 44-ФЗ)

Закупки у едпоставщика

Из закупок коммунальных услуг убрали регулируемые тарифы

Чтобы заключить контракт с едпоставщиком на коммунальные услуги или подключение к сетям, регулируемый тариф не нужен
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики применяли пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда заключали контракт по регулируемым государством тарифам
(п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Добавили новое основание для закупки у едпоставщика в отношении объектов культурного наследия

Заказчик вправе по специальному основанию закупить у едпоставщика работы по сохранению объекта культурного наследия
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

У заказчика не было специального основания для закупки у едпоставщика работ по сохранению объекта культурного наследия
(п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Добавили новое основание для закупки у едпоставщика в отношении командировок

Заказчик вправе по специальному основанию закупить услуги, которые связаны с командировкой работника для участия в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

У заказчика не было специального основания для закупки у едпоставщика командировочных услуг для участия в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях
(п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Для выборов и референдумов у едпоставщика разрешили закупить больше товаров, работ и услуг

У едпоставщика можно закупить любые ТРУ для подготовки и проведения выборов, референдума, для деятельности избирательной комиссии, комиссии референдума.
Перечень ТРУ утверждает Правительство по предложению ЦИК
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Пункт 30 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ содержал исчерпывающий перечень ТРУ:
1) бюллетени;
2) открепительные удостоверения;
3) специальные знаки и марки;
4) информационные материалы, которые размещают в помещениях избирательных комиссий, комиссии референдума или помещениях для голосования;
5) услуги доставки избирательной документации, других документов и отправлений, которые нужны для выборов и референдумов.
Поставщика определяло Правительство по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов и ЦИК
(п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Расширили основание для закупки российских товаров и услуг

Кроме товаров, которые произвели на территории субъекта по контракту, заказчик может закупить услуги, которые окажут с использованием имущества. При этом такое имущество должно быть создано или реконструировано на территории субъекта
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики заключали контракт с едпоставщиком, если закупали товар, который произвели, модернизировали или освоили на территории субъекта РФ в соответствии с государственным контрактом.
Нельзя было закупать услуги по пункту 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Добавили новое основание для закупки недвижимости у едпоставщика

Напрямую можно приобрести здания, нежилые помещения и земельные участки по обязательным торгам в рамках исполнительного производства, банкротства или земельного законодательства
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Основания не было
(п. 57 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Добавили новое основание для закупки ценностей из государственного материального резерва у едпоставщика

У едпоставщика можно купить ценности, которые выпущены из государственного материального резерва
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Основания не было
(п. 58 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)
 

Добавили новое основание для закупки дипломатическими представительствами и консульствами у едпоставщика

Разрешили малые закупки любых ТРУ:
1) дипломатическим представительствам РФ;
2) консульским учреждениям РФ;
3) торговым представительствам РФ;
4) представительствам РФ при международных организациях
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Основания не было
(п. 59 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Добавили новое основание для закупки спортинвентаря у едпоставщика

У едпоставщика можно заключить контракт на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Основания не было. Контракт на поставку спортинвентаря заключали через электронный запрос предложений
(ч. 2 ст. 83.1, п. 60 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Расширили случаи обоснования цены у едпоставщика

Обосновать цену и включить обоснование в контракт нужно по пунктам 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30–35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Во всех случаях заказчик должен определить цену контракта с едпоставщиком по правилам Закона № 44-ФЗ
(подп. «б» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Обоснование цены включали в контракты с едпоставщиком по пунктам 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Добавили обязанность устанавливать доптребования в малых электронных закупках

В закупке до 3 млн руб. у едпоставщика заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки только при их наличии
(п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик устанавливал единые требования к участникам закупки у едпоставщика до 3 млн руб.
 

Ввели дополнительные обязанности для оператора площадки в закупке до 3 млн руб.

Оператор площадки прекращает блокирование количества товара, если заказчик признает победителя уклонившимся или откажется от заключения контракта.
Срок составляет 1 час с момента, когда оператор опубликует соответствующий протокол
(подп. «д» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: На каком основании и на каких условиях проводить закупку у едпоставщика по 44-ФЗ

Не было специальной нормы с обязанностями оператора ЭП при закупке у едпоставщика до 3 млн руб.

Комиссия по закупкам

Сократили количество членов комиссии по закупкам для конкурсов и аукционов

В комиссии должно быть не менее трех человек независимо от способа закупки
(п. 24 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В зависимости от того, каким способом проводилась закупка, число членов комиссии было разное:
1) членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно было быть не менее чем пять человек;
2) членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека
(ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ)

Для комиссий по закупкам ввели возможность онлайн-заседаний

Комиссии по закупкам вправе проводить заседания по видео-конференц-связи
(п. 24 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как создать комиссию для закупок по 44-ФЗ

Комиссии по закупкам проводили заседания только в очном формате
(ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ)

Единые требования

Определили перечень конкретных закупок, на которые распространяются единые требования

Единые требования распространяются на конкурентные закупки и на закупки у едпоставщика по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(п. 17 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Единые требования распространялись на все закупки независимо от способа
(ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

Ввели универсальную предквалификацию для участников с НМЦК от 20 млн руб.

В случае если НМЦК выше 20 млн руб., то допускают только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом или договором по Закону № 223-ФЗ с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года
(п. 17 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как установить единые требования к участникам закупки

Требования о предквалификации не было
(ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

Описание объекта закупки

Описание объекта закупки сделали отдельным документом

Исключили документацию о закупке. Осталось описание объекта закупки, которое прикладывают отдельным документом к извещению
(п. 19 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как описать объект закупки, составить техническое задание и смету

Описание объекта закупки прописывали в документации
(ст. 33 Закона № 44-ФЗ)

Извещение

Установили перечень документов, которые прикладывают к извещению

Извещение включает больше информации.
В его состав входит, например, описание объекта закупки, обоснование НМЦК
(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как составить извещение о закупке на 2022 год

Извещение содержало общую информацию о закупке
(ст. 42 Закона № 44-ФЗ)

Обеспечение

Банковскую гарантию заменили на независимую

Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые, а не банковские гарантии
(п. 28 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Определение «банковская гарантия» исключили из Закона № 44-ФЗ Утратила силу часть 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ (подп. «б» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств заказчики принимали банковские гарантии
(ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ)

В ЕИС изменили реестр гарантий

В ЕИС теперь реестр независимых гарантий
(абз. 3 подп. «б» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В ЕИС был реестр банковских гарантий
(п. 9 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

Расширили список организаций, которые выдают гарантии

Независимые гарантии вправе выдать:
1) банки из утвержденного перечня;
2) государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»;
3) региональные гарантийные организации;
4) Евразийский банк развития (для участников из ЕАЭС)
(п. 28 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Банковские гарантии выдавали банки из утвержденного перечня
(ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ)

Уменьшили НМЦК, при котором заказчики обязаны установить обеспечение

Заказчик обязан установить требование об обеспечении заявки во всех конкурентных закупках, если НМЦК превышает 1 млн руб. Предельный размер НМЦК установлен самим Законом № 44-ФЗ, а не постановлением Правительства
(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик был обязан установить обеспечение заявки на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК превышает 5 млн руб., если иное не установлено постановлением Правительства. Постановлением Правительства № 439 от 12.04.2018 был установлен предельный размер – 1 млн руб.
(ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)

Изменили предельные размеры обеспечения для УИС и организаций инвалидов

Предельные размеры для обеспечения заявки предприятиями УИС и организациями инвалидов составляют 0,5 процента НМЦК независимо от размера НМЦК
(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Предприятия УИС и организации инвалидов предоставляли обеспечение заявки при НМЦК более 20 млн руб. в размере не более 2 процентов НМЦК
(ч. 3, 17 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)

Снизили срок действия гарантии

Срок действия независимой гарантии – не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок
(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Когда требовать обеспечение заявки, как его принять, взыскать и вернуть при закупке по 44-ФЗ

Срок действия банковской гарантии составлял не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок
(ч. 2, 4 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)

Отмена закупки

Ввели универсальные сроки для отмены конкурентных закупок

Отменить электронную закупку можно не позднее чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок.
В закрытых конкурсах и аукционах отменить закупку можно не позднее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок
(п. 21 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Сроки отмены конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ

Для каждого способа закупки был свой отдельный срок отмены
(ст. 36 Закона № 44-ФЗ)

Контракт

Изменили требования для контракта жизненного цикла

В контракт жизненного цикла обязательно включать стоимость жизненного цикла товара и детализировать ее
(подп. «з» п. 20 Закона № 360-ФЗ)

Не было обязательства детализировать стоимость жизненного цикла продукта
(ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)

Уточнили, что может являться предметом контракта по сохранению объектов культурного наследия

Предметом одного контракта могут быть консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия
(подп. «з» п. 20 Закона № 360-ФЗ)

Нормы о предмете контракта по сохранению культурного наследия не было
(ч. 16.2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)

Определили, для каких целей заключается контракт для жизнеобеспечения

Добавили определение контракта для нормального жизнеобеспечения граждан
(подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)

Не было определения контракта для нормального жизнеобеспечения

Уточнили объект закупки для типовой проектной документации

Если применяется типовая проектная документация, то объектом закупки может быть одновременно подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству объекта капитального строительства
(подп. «з» п. 20 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее:
В каких случаях и как заключить контракт жизненного цикла;
Как описать строительные и ремонтные работы

Нормы об объекте закупки

типовой проектной документации не было

(ч. 16.3 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)

Типовые условия

Исключили применение типовых контрактов

В ЕИС теперь библиотека типовых условий контрактов.

Заказчик вправе применять старые типовые контракты до принятия типовых условий в частях, которые не противоречат Закону № 44-ФЗ
(абз. 2 подп. «б» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В ЕИС была библиотека типовых контрактов, обязательных к применению
(п. 8 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

Исключили возможность разрабатывать типовые проекты контрактов для субъектов РФ

Нельзя разрабатывать типовые контракты для субъектов РФ. Утратили силу части 7–9 статьи 112 Закона № 44-ФЗ

Из закона убрали разъяснения о том, что делать, если по объекту закупки нет типового контракта.
Утратила силу часть 6 статьи 112 Закона № 44-ФЗ
(подп. «а» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как заказчику работать с типовыми контрактами и типовыми условиями

Разрешалось устанавливать типовые контракты и условия для субъектов РФ, если в ЕИС не было типовых контрактов или условий. Документы размещали в региональных информсистемах. После того как в ЕИС появлялись нужные контракты, использовать региональные запрещалось.

Заказчики самостоятельно разрабатывали проекты контрактов, если по объекту закупки не было типового контракта или типовых условий
(ч. 6, ч. 7–9 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

Заключение контракта

Сократили срок размещения проекта контракта заказчиком

Заказчик размещает проект контракта в ЕИС и на ЭТП не позднее двух рабочих дней после дня размещения итогового протокола закупки.

Под исключение попадает запрос котировок – 3 часа с момента размещения итогового протокола закупки
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик размещал проект контракта не позднее пяти дней с даты размещения в ЕИС и на ЭТП протокола итогов закупки
(ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ)

Изменили срок подписания проекта контракта победителем

Победитель закупки подписывает проект контракта не позднее пяти рабочих дней после дня размещения заказчиком проекта контракта.

Под исключение попадает запрос котировок – один рабочий день после размещения заказчиком проекта контракта
(п. 30 Закона № 360-ФЗ)

Победитель закупки подписывал проект контракта не позднее пяти календарных дней с даты размещения заказчиком проекта контракта
(ч. 3 ст. 51, ч. 3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ)

Сократили срок размещения подписанного контракта в ЕИС

Заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение двух рабочих дней после даты подписания контракта победителем.

При запросе котировок заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение одного рабочего дня после дня подписания контракта победителем
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как заключить контракт

Заказчик размещал подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение трех рабочих дней с даты подписания контракта победителем
(п. 3 ч. 6 ст. 50, ч. 4 ст. 51, ч. 7 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ)

Изменение, расторжение контракта

Убрали ограничения для изменения существенных условий контракта

Существенные условия контракта можно менять, даже если такое право не прописано в документации и контракте. Добавили право менять объем и вид работ. Можно однократно поменять срок по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Менять стоимость можно только в пределах доведенных ЛБО. Пункт 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ утратил силу
(подп. «а»«б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Можно было увеличивать объем без снижения цены. Менять объем и цену можно было в пределах 10 процентов, а изменять строительные контракты, только если возможность была предусмотрена документацией и контрактом. При закупке у едпоставщика, если такая возможность была предусмотрена контрактом.
Контракты с иностранной организацией на лечение граждан можно было менять, только если возможность предусмотрена контрактом
(п. 1.1–1.3 ч. 1.6, п. 7–9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Дополнили список исключений, когда можно менять существенные условия контракта

Добавили три основания для изменения условий контракта:

1) Можно изменить контракт жизненного цикла со стройкой и капитальным ремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Если сметная стоимость по результатам государственной экспертизы превышает цену контракта. Менять цену контракта можно в пределах 30 процентов.

2) Можно изменить срок исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках срока исполнения контракта.

3) Контракт на срок не менее одного года. При этом предметом закупки являются НИОКР и технологические работы. Цена равна или превышает предельный размер Правительства. Возникли обстоятельства, которые не зависят от сторон и препятствуют исполнению. Чтобы изменить контракт, нужно обоснование. Изменять объем и цену можно в пределах 30 процентов
(подп. «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Оснований в Законе № 44-ФЗ не было
(п. 11–13 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Ввели обязанность обеспечить новые обязательства при изменении контракта

Если стороны хотят поменять существенные условия и у поставщика появились новые обязательства, то поставщик должен их обеспечить.
Поставщик должен внести обеспечение контракта, но только если такое обеспечение предусмотрено контрактом и документацией о закупке. При этом у поставщика есть право уменьшить обеспечение в случаях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ.
Если поставщик внесет обеспечение банковской гарантией, то не обязательно получать новую, можно внести изменения в гарантию, которую поставщик предоставил ранее. Если предоставлена новая гарантия, то заказчик должен отказаться от прав по старой.
Если обеспечение внесено деньгами, то поставщик вносит на тот же счет обеспечение дополнительных обязательств. Если цена контракта уменьшилась, то заказчик возвращает часть денежного обеспечения поставщику.
Если стороны изменяют срок исполнения контракта, то нужно установить новые сроки возврата обеспечения
(новые ч. 1.3–1.5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Не было обязанности обеспечивать новые обязательства при изменении контракта

Ввели условие, при котором заказчик обязан уменьшить цену контракта жизненного цикла

Заказчик должен уменьшить цену контракта до сметной, если сметная стоимость по результатам государственной экспертизы меньше цены контракта
(подп. «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 1.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Не было условия об уменьшении цены контракта до сметной

Скорректировали способы направления уведомления об одностороннем отказе

Решение об одностороннем отказе от контракта нужно вручить лично под расписку или направить заказным письмом по адресу из контракта. Правило действует до 1 июля 2022 года
(подп. «а» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона № 360-ФЗ)

Решение отправляли заказным письмом с уведомлением о получении и еще каким-либо способом, например, по электронной почте
(ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Сократили срок размещения решения об отказе от контракта

Не позже дня, когда направили решение об отказе от контракта, необходимо разместить его в ЕИС
(подп. «б» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона № 360-ФЗ)

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения – срок для размещения в ЕИС электронной версии решения
(ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Сократили сроки уведомления об отказе от контракта

Через 15 дней с даты размещения в ЕИС, если заказчик не получил подтверждение или информацию
(подп. «в» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона № 360-ФЗ)

Через 30 дней с даты размещения решения в ЕИС, если ранее не были получены подтверждение или информация
(ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Ввели отдельные правила одностороннего расторжения по закрытым процедурам

Установили, как заказчик должен информировать поставщика о расторжении, так как размещать информацию в ЕИС нельзя.
Описали, как отменить решение о расторжении
(подп. «е», «о», «п», «р» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новые ч. 12.2, 14.2, 20.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Были единые правила расторжения контракта для всех процедур, в том числе закрытых

Скорректировали основания для обязательного одностороннего расторжения заказчиком

Добавили основание: заказчик обязан расторгнуть контракт, если поставщик или товар перестали соответствовать извещению и документации.

Убрали основание, когда заказчик обязан расторгнуть контракт, если расторгнут специальный инвестиционный контракт
(подп. «з» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было условия, что поставщик и товар перестали соответствовать. Заказчик расторгал контракт, если в ходе исполнения обнаруживал, что поставщик и товар не соответствуют извещению и документации.

Заказчик обязан был расторгнуть контракт, если расторгнут специальный инвестиционный контракт. Заказчик при этом закупал товар, который производился по специальному инвестиционному контракту
(п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Сократили сроки направления сведений о расторжении контракта в РНП

Информацию в РНП заказчик направляет в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств
(подп. «и» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Информацию в РНП заказчик направлял в течение трех рабочих дней с момента, когда контракт расторгнут
(ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Дополнили правила для обеспечения контракта жизненного цикла

При заключении контракта жизненного цикла обеспечение устанавливают отдельно для поставки и обслуживания
(подп. «б» п. 34 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новые ч. 1.1, 6.2-1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ)

Подробнее: В каких случаях и как расторгнуть контракт по 44-ФЗ

Не было отдельных правил обеспечения для контракта жизненного цикла

Исполнение контракта

Прописали требования для поэтапного исполнения контракта

После исполнения каждого этапа нужно направлять информацию о ходе исполнения, о сложностях, а также документы для приемки
(п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Добавили определение отдельного этапа исполнения контракта
(подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)

Не было требований для отдельных этапов исполнения
(ч. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

Не было законного определения, что такое этап исполнения

Добавили правила для приемки по контрактам жизненного цикла

Приемка по контракту жизненного цикла проводится только после предоставления обеспечения обязательств по обслуживанию, при необходимости – эксплуатации, ремонту, утилизации товара или созданного объекта капитального строительства
(подп. «г» п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 7.2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

Не было правила для приемки только после обеспечения обязательств по обслуживанию в контрактах жизненного цикла

Ввели обязательную электронную приемку

Установили обязательную электронную приемку для всех заказчиков по контрактам, которые заключены по результатам открытых электронных закупок

(подп. «д» п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новые ч. 13–15 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

Подробнее: Как заказчику провести электронную приемку в ЕИС

Приемку проводили на бумаге. Правила электронной приемки действовали только для отдельных заказчиков

Реестр контрактов

Расширили основания закупки у едпоставщика, которые нужно внести в реестр контрактов

В реестр контрактов теперь вносят информацию по пунктам 45 и 52 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(подп. «а» п. 36 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В реестр контрактов не вносили информацию по пунктам 45 и 52 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

Расширили перечень документов, которые нужно внести в реестр контрактов

В реестр контрактов нужно вносить контракт с прилагаемыми документами по результатам процедур, а также копию контракта
(подп. «б» п. 36 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В реестр контрактов вносили только копию контракта
(п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

Уточнили, в каких случаях вносить информацию о приемке в реестре контрактов

Заказчик вносит информацию о приемке продукции, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке
(подп. «б» п. 36 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик должен был приложить документ о приемке, только если решил принять товары, работы, услуги
(п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

Автоматизировали внесение информации в реестр контрактов

Теперь информация автоматически направляется в реестр контрактов и размещается с помощью ЕИС. При этом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписали в ЕИС
(подп. «в», «г» п. 36 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик вручную вносил в реестр контрактов в ЕИС сведения и документы для реестра
(ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

Расширили основания, когда заказчик не вносит информацию в реестр контрактов

Информация и документы для реестра контрактов не размещаются в ЕИС при проведении закупок:
1) по пунктам 2, 3, 4, 6 и 7 части 11, части 12 статьи 24, пунктам 7, 24, 45, 52 и 56 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
2) по пункту 5 части 11 статьи 24 Закона № 44-ФЗ;
3) в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона № 44-ФЗ
(подп. «д» п. 36 Закона № 360-ФЗ)

Информация и документы для реестра контрактов не размещались в ЕИС при закупках по пунктам 3–5 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ
(ч. 5 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

Ввели норму про регистрацию информации в регистрах бухучета

Данные из информации и документов по пунктам 10 и 13 части 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета после включения в реестр контрактов
(подп. «з» п. 36 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как разместить, изменить информацию в реестре контрактов

Не было информации про регистры бухгалтерского учета в реестре контрактов
(ч. 9 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

Отдельные виды закупок

Уменьшили размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта

Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта составляет от 0,5 до 30 процентов
(подп. «к» п. 41 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как заключить энергосервисный контракт

Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта составлял от 5 до 30 процентов

Исключили правила заключения контракта с едпоставщиком на услуги связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка

Утратила силу статья 109 Закона № 44-ФЗ
(п. 42 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Были прописаны особенности, по которым заказчики заключают контракт с едпоставщиком на услуги связи для обороны страны, безопасности государства, правопорядка
(ст. 109 Закона № 44-ФЗ)

Изменили правила закупок на территории иностранного государства

Заказчики проводят закупки за границей по правилам Закона № 44-ФЗ для закрытого конкурса, закрытого аукциона.
Такие закупки не попадают под согласование с ФАС и контроль по частям 5 и 5.1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. Также прописали особенности, которые нужно учесть, когда заказчик направляет приглашения, рассматривает заявки и заключает контракт. Заказчику не нужно применять нацрежим в закупках за границей. Когда устанавливают требования к участникам, обеспечению, форме контракта, можно руководствоваться законами иностранного государства. Можно не составлять документацию о закупке, а все требования изложить в приглашении. Утратила силу часть 3 статьи 111.1 Закона № 44-ФЗ
(ч. 1 ст. 111.1 Закона № 44-ФЗ, п. 44 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Добавили определение заказчика, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства
(абз. 4 подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)

Заказчики проводили закупки за границей по правилам Закона № 44-ФЗ, но с учетом особенностей. Не было обязанности применять правила закрытых процедур, а закупки не размещали в ЕИС. Иностранными законами можно было руководствоваться только при обеспечении контракта. При этом, если заказчик не устанавливал обеспечение, нужно было готовить отчет с причинами. Не было уточнения, что заказчик вправе не применять статью 14 Закона № 44-ФЗ. Закупки не попадали только под контроль по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ
(ч. 3 ст. 111.1 Закона № 44-ФЗ)

Убрали особенности при закупке работ по строительству

Больше не действуют особенности, которые заказчики применяли, когда закупали строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
Утратила силу часть 68 статьи 112 Закона № 44-ФЗ
(подп. «ж» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Каким способом закупить строительные работы и капитальный ремонт

Особенности действовали до 1 января 2024 года для закупок открытым конкурсом в электронной форме, если в описание объекта закупки заказчик включал проектную документацию
(ч. 68 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

Нормы об объектах культурного наследия распространили на выявленные объекты

Действия Закона № 44-ФЗ, которые касаются объектов культурного наследия народов РФ, также применяют к выявленному объекту культурного наследия
(подп. «з» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 69 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

Не было правил для выявленных объектов культурного наследия

РНП

Скорректировали информацию, которую направляют в РНП

Вносят:
1) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица. Если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство, то вносят их наименования;
2) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур.

Больше не вносят основания и дату расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Утратил силу пункт 6 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ
(подп. «б» п. 37 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как направить сведения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Вносили:
1) наименование и фирменное наименование юридического лица. Уточнения про филиал и представительство иностранного юридического лица не было (п. 1 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
2) объект закупки, цену контракта и срок его исполнения (п. 4 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
3) основания и дату расторжения контракта
(п. 6 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ)

Жалобы и контроль

Изменили правила, по которым участник закупки жалуется на заказчика или электронную площадку

При электронных процедурах жалобу можно подать исключительно с использованием ЕИС. Отозвать жалобу можно также через ЕИС. При закрытых конкурентных закупках жалобу подают письменно. Обжаловать действия оператора площадки при аккредитации можно в течение пяти дней, добавили право обжаловать действия оператора при размещении предварительного предложения. Участник вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи
(п. 39, 40 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Участник подавал жалобу в письменной форме. Правила подачи жалобы для закрытых и открытых закупок были одинаковыми. Обжаловать действия оператора площадки при аккредитации можно было в течение 30 дней. Про видео-конференц-связь речи в Законе № 44-ФЗ не было
(ст. 105 Закона № 44-ФЗ, ч. 1, 2, 7 и 8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ)

Автоматизировали рассмотрение жалобы участников закупок

Если закупка электронная, то заключение контракта приостанавливают с помощью функционала ЕИС. Решение по жалобе участник получает через ЕИС
(подп. «е» п. 40 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для того чтобы приостановить заключение контракта, заказчику письменно направляли требование приостановить определение поставщика.
Решение по жалобе участнику направляли письменно
(ч. 7, 8, 8.1 ст. 106 Закона № 44-ФЗ)

Расширили список субъектов контроля

Под контроль попали банки, государственная корпорация «ВЭБ.РФ»
(подп. «а» п. 35 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было таких субъектов контроля
(ч. 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ)

Отменили обязанность предоставлять дополнительные документы для проверок

Заказчик вправе не предоставлять дополнительные документы и информацию, которые запрашивают контролеры при проведении плановых и внеплановых проверок, если данные размещены в ЕИС
(подп. «ж» п. 35 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Кто и как проверяет заказчиков по 44-ФЗ

Заказчики предоставляли дополнительные документы и информацию, которые запрашивали контролеры при проведении плановых и внеплановых проверок
(ч. 26 ст. 99 Закона № 44-ФЗ)

ЕИС

Уточнили, какие документы содержатся в ЕИС

ЕИС содержит документы, которые заказчик обязан разместить и сформировать
(абз. 4 подп. «б» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

ЕИС содержал только те документы, которые заказчик обязан разместить
(п. 17 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

Убрали противоречие с законом «О персональных данных»

Не требуется согласие на обработку персональных данных для закупок
(подп. «г» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было норм про согласие на обработку персональных данных

Закрепили обязанность интеграции с ЕИС любых информсистем

Все информационные системы обязаны интегрироваться с ЕИС
(подп. «е» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Региональные информационные системы не были обязаны интегрироваться с ЕИС
(ч. 11 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

Ввели фиксацию действий на площадке и в ЕИС

Государственная информационная система, которая проводит мониторинг и фиксирует действия участников закупок в ЕИС и на ЭТП, начнет работу поэтапно в порядке, который установит Правительство
(подп. «б» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Информационная система должна была начать фиксировать нарушения с 1 января 2020 года

Урегулировали порядок направления документов в ЕИС

Порядок предоставления документов из ЕИС устанавливает Правительство
(подп. «а» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как работать с технической поддержкой ЕИС и избежать штрафа из-за сбоя

Порядка предоставления документов из ЕИС в Законе № 44-ФЗ не было

Документооборот, сроки хранения

Ввели обязанность хранить закупочные документы

Документы по закупкам обязали хранить не менее шести лет
(подп. «з» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Специальных сроков для хранения документов по закупкам не было
(ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

Ввели правила для получения ЭЦП иностранными участниками

Иностранные участники подписывают документы ЭЦП, которые выпущены по нормам иностранного государства, международным стандартам и признаны в России
(подп. «в» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было отдельных норм для иностранных участников. Было указано, что все участники, кроме иностранных, получают ЭЦП в УЦ
(ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

Ввели единые формы документов для размещения в ЕИС

Ввели единую форму для всех документов, которые размещают в ЕИС, на площадках.
Требования к документам разработает Правительство
(подп. «г» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было единых форм, но у Правительства было право установить требования к документам, которые размещали в ЕИС
(ч. 3 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

Ввели приоритет информации в ЕИС

Если данные из ЕИС противоречат данным, которые предоставляют участники контрактной системы, то приоритет будет в пользу информации в ЕИС
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было нормы, которая регулировала данные участников в ЕИС и письменные данные

Зафиксировали срок для размещения документов в ЕИС

Через 1 час после размещения в ЕИС или на площадке документы должны быть доступны для ознакомления
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было срока для размещения документов в ЕИС

Ввели срок для направления уведомления об изменениях

Если в извещение внесены изменения, то об этом оператор площадки не позднее 1 часа сообщает всем, кто подал заявки или направил запросы разъяснений
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было срока для направления уведомления об изменениях

Ввели норму для обеспечения конфиденциальности участников закупок

Оператор обеспечивает конфиденциальность участника закупки, кроме малых закупок в электронной форме
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Сколько лет хранить документы по закупкам

Не было положений о конфиденциальности

Спецсчет, издержки, изменения

Ввели иммунитет спецсчета

Деньги на спецсчете нельзя взыскать, например, по исполнительному листу
(ст. 1, Закона № 360-ФЗ)

Деньги на спецсчетах могли взыскать в счет любых обязательств участника закупки
(ч. 13.1 ст. 70, ч. 9 ст. 81 Закона № 229-ФЗ)

Судебные издержки вывели из-под действия Закона № 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ не применяется к отношениям по взысканию судебных издержек
(п. 1 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было нормы о судебных издержках
(п. 12 ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ)

Уточнили порядок вступления изменений законодательства о закупках

Все федеральные законы, которые вносят изменения в планирование, определение поставщиков, контроль, мониторинг, аудит, вступают в силу не ранее 1 января следующего календарного года
(п. 2 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Подробнее: Как участнику открыть специальный счет и работать с банком

Все федеральные законы, которые вносят изменения в планирование, определение поставщиков, контроль, мониторинг, аудит, вступали в силу с 1 января следующего календарного года
(ч. 5 ст. 2 Закона № 44-ФЗ)

Отложенные изменения

Некоторые изменения из оптимизационного закона вступят в силу позже – в середине 2022 и 2023 года. Смотрите в таблице, какие поправки отложили на более поздний период.

Основное изменение

Как станет

Как сейчас

С какой даты применять

Введут правила для извещения об отмене решения об отказе от контракта

Извещение об отмене решения об отказе от контракта заказчик формирует в ЕИС. Срок –не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены
(ч. 6 ст. 8 Закона № 360-ФЗ)

Нет специальных правил составления извещения об отмене одностороннего отказа от контракта

1 июля 2022 года

Автоматизируют направление решения об одностороннем расторжении контракта

Решение об одностороннем расторжении контракта заказчик будет формировать в ЕИС, и решение автоматически направится поставщику. Дата получения решения – это день публикации по часовой зоне поставщика.
Считается, что, когда поставщик получил решение, заказчик законно уведомил сторону о расторжении контракта.
Если поставщик расторгает контракт в одностороннем порядке, то решение также направляет заказчику через ЕИС. Утратят силу части 12, 20 статьи 95 Закона № 44-ФЗ
(подп. «е», «о», «п», «р» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новые ч. 12.1, 14.1, 20.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Решение о расторжении заказчик и поставщик отправляют заказным письмом с уведомлением о получении и еще каким-либо способом, например, по электронной почте.
Также требуется разместить электронную версию решения в ЕИС.
Дата надлежащего уведомления зависит от сложившейся ситуации
(ч. 12, 20 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 июля 2022 года

Претензионную работу сделают электронной

При применении мер ответственности будут использовать электронный документооборот
(п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 16 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

Нет нормы об электронной претензионной работе

1 июля 2022 года

Введут возможность заключать контракт с едпоставщиком в электронной форме

Заказчик вправе заключить в ЕИС контракт с едпоставщиком по пунктам 2, 6 и 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом включать сведения в реестр контрактов и исполнять контракт нужно по правилам для электронных процедур
(подп. «е» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нет возможности заключать контракт с едпоставщиком по пунктам 2, 6 и 17 в ЕИС

1 апреля 2023 года

Введут возможность заключать соглашения по контрактам через ЕИС

Соглашение об изменении, расторжении контракта по результатам электронных процедур стороны будут заключать в ЕИС, кроме случаев, когда в ЕИС запрещено публиковать информацию
(подп. «г» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, ч. 5 ст. 103, ч. 1.7, 8.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Сейчас нет возможности заключать соглашения в ЕИС. Только письменно

1 июля 2023 года

Исключат возможность устанавливать полномочия для едпоставщика при закупке услуг для органов власти региональными властями

Для закупки по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ региональные акты не будут определять полномочия едпоставщика
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для закупки по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ полномочия едпоставщика устанавливают:
1) федеральными законами;
2) актами Президента;
3) актами Правительства;
4) законодательными актами субъекта
(п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 июля 2023 года

© Материал из Справочной системы «Госзаказ»
https://plus.1gzakaz.ru
Дата копирования: 04.01.2022


Возврат к списку

Важная информация


Профессиональный кадровый резерв

Вниманию заказчиков

Все документы

Полезная информация

Региональная информационная система в сфере закупок Ставропольского края

/elektronnyy-magazin-zakupok-malogo-obema

Электронный магазин закупок малого объема

Противодействие коррупции
Телефон горячей линии
(8652) 94-08-79